10 марта 2001 №6(15)
Последний срок принятия решений на период 6 - 13.03.2001 18:00
(Московское время).
В этом номере Вы найдете новое нерегулярное приложение:
"
МЭМ Эксперт Северо-Запад".
Если у Вас имеется любая интересная
информация о "МЭМ-происшествиях"
(школьные соревнования,
заслуженных командахи др.) мы будем рады ее
опубликовать.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Отрасль низкочастотных морозильников с трудом выбирается из кризиса. Резко,
на 44%, упало производство. Число заказов растет, но склады по-прежнему
заполнены продукцией, несмотря даже на то, что цены на морозильники уже
опустились ниже важной 50-долларовой отметки и продолжают падать.
В то время
как сбытовики рассматривают ситуацию как критическую, инженеры смотрят в будущее
с большим оптимизмом. "Вся эта шумиха вокруг вредных морозильников была для
нас, конечно, как ушат холодной воды на голову. Но ничего, мы быстро
адаптировали нашу продукцию к новым требованиям и, параллельно вели разработки
новых компактных морозильников размером с обычную микроволновую печь. Пока цехи
простаивали, мы установили нужное оборудование, и теперь только ждем команды
начать их выпуск. Так что кризис даже пошел нам на пользу. А если конкуренты
смотрели, как все рушится, и ничего предпринимали - пусть теперь кусают себе
локти". Так прокомментировал нам ситуацию менеджер по производству одной из
американских фирм.
Государство, чтобы стабилизировать развитие отрасли, установило минимальную
цену на уровне 1/2 от средней цены за предыдущий период ($25),
а максимальную цену на уровне удвоенной средней цены за предыдущий период
($100). Максимальные вложения - $30000 по
каждой позиции. Налог 35%. Предел кредита $40000, под
35%.#
МНЕНИЕ
Эксперты просят менеджеров обратить
внимание на следующие моменты:
1) Штраф за увольнение - $10.
2) Стоимость складирования - $1.
3)
Стоимость увеличения фабрики на 1 шт. - $60.
4) Для эффективного управления предприятием необходимо сначала рассчитать
средства, доступные компании. Для этого необходимо к наличности прибавить
остаток кредита (Предел займа - займы). Если остаток кредита
отрицателен, то свободные средства меньше наличности на сумму превышения
кредита. Доступные средства могут быть направлены на производство,
маркетинг, дополнительные вложения и научно-исследовательские разработки.
5) Решения отправляются дважды
в неделю по адресу decision@md7587.spb.edu в
соответсвии с шаблоном. Решения можно отправить с любого адреса. В теме
сообщения указать название лиги, название команды и номер периода. Также решение
можно отправить с сайта, заполнив форму на http://mese-spb.narod.ru/decision.htm
#
РЫНКИ
Америка. На американском рынке каждая
вторая компания была вынуждена приостановить производство в связи с недостатком
финансовых ресурсов. Несмотря на это склады по-прежнему переполнены продукцией.
В этом свете десятипроцентный рост цены до $52.65 кажется временным явлением.
Несмотря на затоваривание и низкий объем продаж (менее $190'000), фирмы получают
стабильные, хотя и невысокие прибыли.
Фондовый рынок отреагировал на
продолжающиеся затруднения в отрасли умеренным падением котировок (на 9
пунктов). Любопытно, что параллельно происходит и выравнивание курсов акций.
Выше всего котируются бумаги MPI (96), остальные бумаги оцениваются в пределах
80-88.
Снижение расходов на научные разработки и рекламу продолжает
ослаблять рынок. Думается, фирмам следовало бы сообщить потребителям о своих
новинках.
Большинство фирм по-прежнему испытывает проблемы с ликвидностью,
однако банкиры настроены оптимистично и считают, что расширение кредитной линии
может благотворно сказаться на развитии рынка морозильников.
Европа. Сегодня Голди Боннэр комментирует ситуацию на европейских
рынках
МЭ: Европейский рынок традиционно оказывался более слабым по
сравнению с рынками Нового Света, и вот теперь такой скачок: число заказов
выросло более, чем в полтора раза, объем продаж - на 34%. Значит ли это, что
европейские компании исподволь наращивали потенциал и вот теперь смогли обойти
своих заокеанских конкурентов?
ГБ: Европейские компании
действительно получили неплохие показатели в этом квартале. И вполне понятно, в
чем здесь причина. В то время как в Новом Свете компании приостановили свои
маркетинговые усилия, отказались от работы с дилерскими сетями, отказывались от
публичных выступлений, европейцы, напротив, были открыты и активны, и это,
конечно, сыграло свою роль - посмотрите на их продажи. Однако пять из восьми
компаний отказались от производства.
МЭ: Насколько существенно, что
производство упало здесь на 62%, много больше, чем на других
рынках?
ГБ: Незачем производить продукцию, которая не пользуется
спросом. Нужно работать на потребителя, а не на склад. Те, кто смог реализовать
свои запасы, теперь имеют достаточно средств, чтобы сделать в будущем сильные
шаги.
МЭ: Некоторые европейские компании получили
убытки.
ГБ: Возможно, их политика оказалась неоправданно дорогой.
Кроме того, PINGVIN переоценил свои возможности по удовлетворению спроса, при
своих решениях он мог бы расчитывать на полторы тысячи чистой прибыли. Компания
PBNA, наоборот, заблуждалась относительно готовности покупателей платить за свои
морозильники De Lux. В конце концов, морозильники все более становятся массовым
товаром и ручная сборка представляется в таком случае достаточно
странной.
МЭ: А вот фирма SCAT представила морозильники всего лишь по
$35...
ГБ: Хорошая продукция по хорошей цене. И фирма получила
неплохую прибыль, а главное, теперь в ее распоряжении достаточно финансовых
ресурсов, чтобы продолжить путь к лидерству. Вот и рынки благоприятно оценили
эти шаги: акции котируются по номиналу, что в наше непростое время -
редкость.
Латинская Америка. С завершением лета
рынок Латинской Америки испытывает нелучшие времена. Продажи по отрасли
сократились на 7 процентов, а благодаря агрессивной ценовой политике фирмы
KONETABL, их конкуренты CHEKU и WOLAND, также рассчитывавшие на низкие цены,
получили убытки. При этом лидер рынка - CHEKU попал в достаточно неблагоприятную
ситуацию, когда стремительный рост складов и ограниченность источников
кредитования препятствуют производству в следующем квартале. Трудно сказать,
сохранит ли CHEKU лидерство, но фондовый рынок оценивает позиции KONETABL и
TARARONT как более перспективные. Испытывают финансовые трудности и некоторые
другие компании.#
КОМПАНИИ
"МЭМ Эксперт" публикует десятку
компаний, добившихся наибольших накопленных прибылей
(0) CHEKU 33463
L.America
(0) DRVIRUS 31799 America
(-2)
MPI 29977 America
(0) HITECH
28221 L.America
(-1) KETTLES 28091 America
(+3) WOLAND
28072 L.America
(-2) KPRF 26778 America
(+1)
TERRA 26480 America
(+1)
FLASH 26300 America
(0) FISH
24722 Europe
По итогам управления компаниями в течение прошедшего квартала наиболее
успешными фирмами признаны:
America
MPI
96 СПбф
ГУ-ВШЭ
BABYS 88
СПбГУ
KETTLES 87
СПбГУ
Europe
SCAT
100 Гимназия 166, Санкт-Петербург
AMIGO
94 Гимназия 166, Санкт-Петербург
FISH
88 Гимназия 166,
Санкт-Петербург
L.America
KONETABL 100
СПбГУАП
TARARONT 95 Муниципальная
школа N17, г.Королев
CHEKU
90 Школа 12, Н.Новгород
В тихом омуте черти водятся. - Sic transit gloria mundi. - Встречают
по одежке. - Per aspera ad astra. - Умеренность и аккуратность
В Латинской Америке обращают на себя внимание компании TARARONT и LOSCOMU.
TARARONT при средних ценах получила 18% рынка и контролирует почти 20% продаж по
индустрии, что более чем в два с половиной раза превышает показатели лидера -
CHEKU - продукция которого продается на три доллара дешевле. Это свидетельствует
о прочных позициях TARARONT, но вырваться в лидеры для нее будет очень непросто.
LOSCOMU продолжает эксплуатировать образ своей продукции, продавая ее аж за $82
(в два с половиной раза дороже, чем KONETABL), и получает при этом отличные
прибыли. Будет ли это продолжаться и впредь? Посмотрим.
Американская компания
ALPHANC в тяжелых условиях произвела перегруппировку сил, и готовится продолжить
борьбу и доказать, что ее рано сбрасывать со счетов.
Также экспертов приятно
удивило постоянство компании FISH, которая вот уже третий квартал является лицом
Европейских производителей морозильников в рейтинге компаний по накопленной
прибыли. К сожалению, фондовый рынок пока не оценил достоинств стабильного
управления компанией.#
ИНДИКАТОРЫ
America Europe
L.America World
Всего
заказов 4053
+13% 4857 +58% 4116 +18% 13026
+28%
Всего произведено 3697 -42%
2365 -62% 4845 -30% 10907 -44%
Всего
продано 3585
+4% 4483 +46% 4096 +17% 12164
+22%
Общая
мощность 9292
+2% 7847 +1% 8480
-1% 25619 +1%
Складировано
4369 +3% 2342 -47% 4999 +18%
11710 -10%
Продажи
по отрасли 188756 +15% 226162 +34% 190883 -7%
605801 +13%
Общие
произв. затр. 85070 -43% 59764 -62% 122076 -27% 266910
-44%
Средняя цена
52.65 +10% 50.45 -8% 46.60 -21% 49.80
-7%
Средняя себест. 23.01
-2% 25.27 -1% 25.20 +4% 24.47
+1%
Средняя полн. себ. 42.99 -12% 46.57
-9% 41.46 -14% 43.80 -11%
Занято
служащих 477
-43% 361 -62% 685
-29% 1523 -45%
Кап.
Вложения 572162 +3% 469078
0% 510754 0% 1551994 +1%
Исп.
Мощности 40%
-43% 30% -62% 57%
-29% 43% -44%
Маркетинг
4606 -41% 19340 +142% 5186 -70% 29132
-11%
НИР
5106 -73% 19750 +39% 8010 -11% 32866
-22%
Налог за
период 12122 -971% 6090
+54% 7366 -44% 25578 +64%
Налог за все время 104529
+13% 65302 +10% 120914 +6% 290745 +10%
Займы
210965 +1% 188334 -7% 208475 0% 607774 -2%
Средний
займ 26371 +1%
23542 -7% 26059 0% 25324 -2%
Средний
MPI 86
-10% 72 -12% 86
-6% 81 -9%#