24 марта 2001 №10(19)
ПЕРИОД 9 БЫЛ
ПОСЛЕДНИМ
Поздравляем
победителей соревнований!!!
Победители
могут принять участие в неофициальном супер-финале.
Благодарим всех
участников сетевых игр и желаем успехов в следующих турнирах.
Конкурс на лучшего
МЭМ-эксперта продолжается. Заметки отправляейте по адресу journal@md7587.spb.edu
Итоги
конкурса будут подведены в середине мая
2001.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Выяснилось, что майкрософтовские драйвера морозильников искажают команды
потребителей. В результате сбоя на адрес Билла Гейтса было закуплено продуктов
на сумму $12 миллионов. В то время как производители морозильников столкнулись с
необычной для них проблемой и вынуждены писать собственные драйвера, а Билл
Гейтс подал в суд на компанию "Майкрософт", продажи приостановлены. С
информацией о драйверах для микроволновых печей можно ознакомиться
здесь#
МНЕНИЕ
Особенности рынка низкочастотных
морозильников
Как известно, при конкуренции в отрасли морозильников
исключительно большую роль играют такие показатели, как доля рынка и рост, тогда
как прибыль не столь важна. Поскольку первые два показателя могут колебаться в
широких пределах, то при одной и той же прибыли можно получить на 15 очков
меньше, а можно на 15 больше среднего. В то же время, к девятому периоду $1100
прибыли приносили лишь одно очко MPI. Это означает, что решение, ориентированное
на спад показателей роста и доли рынка, может обходится фирме в сумму вплоть до
$16500 прибыли в текущем периоде. Зато в следующем можно легко добиться высоких
показателей. Напротив, решение, направленное на рост доли рынка, может на один
период сыграть как получение дополнительных $16500 прибыли, но это очень
негативно отразится на показателях следующего периода. Поскольку ни одна
компания не смогла добиться 50 очков по прибыли, влияние показателей доли рынка
и роста еще более усилились. В определенной степени игру с морозильниками можно
сравнить с рулеткой: везение здесь играет большую роль. Но везение поможет
только если не допускать серьезных ошибок. Едва ли вы будете в плюсе, поставив
все фишки на число или вложив 20000 в НИР в последнем периоде. В результате все,
кто избежал серьезных ошибок, сохраняли возможность выйти в лидеры, а в тройку
лучших компаний попадали те, кто еще недавно держался на последнем месте.
Поэтому для компаний очень важно предугадать, какой период будет
последним.
Что же было с
НИРом?
Есть мнение, что в текущем сценарии НИР совсем не играл. Это
не совсем так. Максимальное распределение по НИРу держалось в первых четырех
периодах (от 30% до 37%). Но и в пятом периоде оно все еще равнялось 25%. Лишь
затем оно упало сначала до 15, а позже и до 8-10%. Почему так? В этом сценарии
изменяется традиционный ход игры, когда слоны позволяют себе ходить в убытках, а
затем быстро и неотвратимо нагоняют зайцев и оставляют их далеко позади. В
финале же картина была иной. Хотя у слонов в конце игры было небольшое
преимущество перед зайцами, использовать его нужно было крайне аккуратно,
учитывая, что зайцы нередко более опытны в играх с ценой и маркетингом, и
догонять их бывает непросто. На мой взгляд, это придало игре остроту, поскольку
не было безусловных лидеров, а отставали лишь те, кто сделал непоправимые
ошибки.
Я.
Куга#
РЫНКИ
Индекс инвестиционной
привлекательности
Агентство Goodies рассчитало новый индекс по
итогам прошедшего квартала
Америка
1170
(-20)
Европа
790 (-25)
Латинская Америка 1040 (+45)
Америка. В прошлом квартале
лидирующие позиции занимали команды из "Школы менеджеров", г.
Новомосковск. Теперь ситуация изменилась: на первое место вышел MPI, на второе
поднялся DRVIRUS, на третьем - KPRF. Для AlphaNC период оказался очень удачным,
и, вопреки всем прогнозам, она добилась такого же рейтинга, что и KPRF.
Увы, отставание по накопленной прибыли от KPRF (почти на четверть) лишило
команду "бронзовых медалей".
Посмотрим, как развивалась борьба за
лидерство в последнем периоде. Три компании: MPI, AlphaNC и BABYS предприняли
попытку улучшить показатели роста за счет резкого снижения цен.
KPRF TERRA DRVIRUS
MPI KETTLES FLASH ALPHANC
BABYS
Нак.Приб. 39(-5) 41(-4) 47(-5)
42(-5) 40(-5) 40(-4)
30(-3) 8(0)
Пот.Спр. 12(+2)
9 8(+1)
7 10(+1)
10 14(-1)
12(-1)
Пот.Пр. 9
11 12
10(+3) 11 10(-1)
10(+1) 8(-1)
Пр-ть
10 10
10
10 9(-1)
10
10 10
Дол.рын.
9 8(+6)
9(-2) 15(+9) 6(-4)
8(-6) 13(+2)
13(+8)
Рост 12(+2)
7(-10) 10 20(+15)
7(-10) 7(-13) 14(-4)
20
MPI 91(-1) 86(-20)
96(-6) 104(+22) 83(-19) 85(-24) 91(-5)
71(+6)
Наиболее удачно эта тактика была применена
компанией MPI. Утроив за счет снижения цены число полученных заказов, она
добилась роста MPI (да простят мне этот каламбур) более чем на четверть.
Отметим, что решения MPI в прошлом периоде, включающие в себя относительно
высокие цены и отказ от маркетинговых усилий, позволили фирме оказаться в этом
квартале на вершине полугодичного цикла.
AlphaNC, напротив, оказывалась на
спаде цикла, и несмотря на энергичные действия, не смогла удержаить свой рейтинг
на прежнем уровне. Отметим, что активная маркетинговая политика KPRF привела к
снижению роли маркетинга AlphaNC. Мы провели эксперимент, сыграв альтернативный
период, в котром AlphaNC не вкладывалась в маркетинг. Увы, результат был тот же.
Не смотря на хорошие прибыли, и, следовательно, рост рейтинга за счет прибыли на
2, произошло падение на 1 за счет доли рынка и на 1 за счет роста. Изменение
решений AlphaNC не повлияло на рейтинг KPRF, и ничья по MPI сохранилась
91:91.
Babys сумели дважды подряд получить 20 очков по росту, но после ошибки
с вложением в НИР, это им уже не помогло - по-прежнему последнее
место.
TERRA, KETTLES и FLASH оказались на финише в низшей точке
полугодичного цикла: все они значительно потеряли по доле рынка и, особенно, по
росту. Эти потери оказались особенно велики в связи с их попыткой
стабилизировать цены на уровне $35 - $39, то есть чуть ниже средней цены
предыдущего периода.
Наконец, KPRF и DRVIRUS играли ровно, не создавая
циклических колебаний. KPRF компенсировала рост цены серьезными маркетинговыми
усилиями, вложив сюда $15000 - это почти 40% общих вложений. DRVIRUS снизил цену
на $2, но при этом средняя цена упала почти на $8. Поэтому маркетинговая
поддержка оказалась здесь весьма к месту. В результате, хорошие накопленные
прибыли и ровная игра проложили для этих компаний дорогу к медалям.
Заметим
также, что право на игру в суперфинале приобрели одна американская и две
африканских команды. Видимо, трудности игры в стагнирующем регионе закалили
менеджеров. Что ж, теперь MPI и DRVIRUS могут в ходе наших соревнований сойтись
в схватке уже в третий раз. Пока что счет здесь 1:1.
Европа. В Европе, и для нас это не новость, бьются насмерть
166-я и тридцатка. Но если в прошлом периоде тройка лидеров состояла из
испанской Q2DM1, шведского Fish'a и швейцарской фирмы Amigo, то теперь место
Fish'а занял испанский SCAT.
Q2DM1 SCAT
OUT PBNA FISH
DROVER AMIGO PINGVIN
RetErn
22(-4) 25(-3) 17(-3) 16(-2)
28(-5) 17(-4) 24(-4)
11(-1)
DemPot 15
6(-1) 6(-1) 19(+2)
5(+1) 2
14 14(-1)
SupPot
10(-1) 11(-1) 9(-1)
8(+1) 10
12
12
8(+1)
Pdty 10
10 10
10 10
10 10
10
MktShr 9(-5) 13(+3)
10(+5) 9(+2) 9(-3)
13 11(+1)
6(+1)
Growth 7(-8) 13(+3)
20(+10) 9(-3) 8(-12) 10(+1)
12(+1) 12(+3)
MPI 73(-18)
78(+1) 72(+12) 71(-6) 70(-19)
64(-3) 83(-2) 61(+3)
Последний период оказался трагедией для Fish'a. Слабенькие вложения в
маркетинг при росте цены в нижней фазе полугодичного цикла при падении средней
цены оказались для компании смертельными. Потерю 12 очков по росту и трех по
доле рынка преимущество в прибыли компенсировать не смогло. Увы, команда
занимает лишь пятое место - ряды конкурентов были плотны.
Q2DM1 также
проходил нижнюю точку цикла, да еще действия PBNA с его $19000 маркетинга
ухудшили позиции фирмы (Q2DM1 вложили около $10000). В результате потеря 13
очков, и третье место после SCAT'а. А, поскольку европейские лиги включали в
себя наименьшее (24) число команд, то Q2DM1 рискует в суперфинал не попасть.
OUT оказался на пике цикла, и снижение цены в полтора раза и последовавшее
за ним удвоение заказов принесли команде 15 очков по доле рынка и росту. Лишь
двух очков не хватило компании для третьего места.
SCAT и Amigo оказались не
подверженными циклическим колебаниям. Одна из компаний играла на низких ценах
без маркетинга, другая - на средних с маркетингом. Обе понизили цену на $5 при
падении средней цены всего на $2. В результате умеренный рост по доле рынка и
прибыли.
Латинская Америка. В Латинской Америке
неожиданно нашлись две команды, поставившие на то, что текущий период будет
последним. Удерживавший при стабильном развитии и игре на высоких ценах и
вложениях в маркетинг третью позицию HITECH решил лидировать в ценах и резко
снизил затраты на рекламу. В результате вторая прибыль, хороший рост и первое
место. Компания KONETABL, также игравшая ранее на премиальных ценах и
маркетинге, снизила цены не столь радикально (на 30%), но при этом продолжала
вкладываться в маркетинг, конкурируя теперь не с HITECH, a cо своим давним
соперником - фирмой TARARONT. В результате - небольшие убытки, но 14 очков за
счет доли рынка и роста, и второе место. WOLAND и CHEKU находились в негативной
фазе цикла, и ни рост вложений в маркетинг со стороны CHEKU, ни снижение цены
WOLAND'ом не смогли компенсировать цикличность. WOLAND опустился с первого места
на третье и может продолжить борьбу. CHEKU же оказался на
четвертом.
WOLAND CHEKU HITECH KONETABL 3TIB15
TARARONT STARIK LOSCOMU
RetErn
43(-1) 40(-4) 41(-1) 31(-3)
30(-2) 21(-3) 12
23(-2)
DemPot 4(-1)
6(+1) 9 13(+1)
10(-1) 14 13(-1)
11
SupPot 13(-1)
12 12(-1)
11
8 10(+1)
9 6
Pdty
10 10
10 10
10 10
10 10
MktShr
13(-2) 12(-2) 13(+4)
14(+5) 5(-2) 11(-2)
10(-1) 2
Growth 10(-4)
10(-4) 16(+6) 19(+9)
9 9(-4) 11(-1)
12(-3)
MPI 93(-9) 90(-9)
101(+8) 98(+12) 72(-5) 75(-8)
65(-1) 64(-1)
Итак, на американский рынок в суперфинале
выйдут HITECH из Барбадоса, боливийский KONETABL и бразильский
WOLAND.#
КОМПАНИИ
"МЭМ Эксперт" публикует десятку
компаний, добившихся наибольших накопленных прибылей
(0) DRVIRUS 51841
America
(-4) WOLAND 47127 L.America
(+1)
MPI 46437 America
(0)
TERRA 44737 America
(-4)
HITECH 44635 L.America
(+3)
KETTLES 43940 America
(+2)
CHEKU 43871 L.America
(+1)
FLASH 43775 America
(+1)
KPRF 42420 America
(0)
KONETABL 33666 L.America
По итогам управления компаниями за прошедшие 9 кварталов наиболее успешными
фирмами признаны:
America
MPI 104
СПбф ГУ-ВШЭ
DRVIRUS 96
"Школа менеджеров",
Новомосковск
KPRF
91 Иркутская Государственная Экономическая
Академия
Europe
AMIGO
83 Гимназия 166,
Санкт-Петербург
SCAT
78 Гимназия 166,
Санкт-Петербург
Q2DM1
73 ФМГ 30, Санкт-Петербург
L.America
HITECH
101 Гимназия 1,
Новосибирск
KONETABL 98
СПбГУАП
WOLAND 93
Гимназия 26, Челябинск#
ИНДИКАТОРЫ
America Europe
L.America World
Всего
заказов 8678
+22% 8129 +13% 6903 +2% 23710
+13%
Всего произведено 9119
+7% 7658 +4% 7850
+2% 24627 +4%
Всего
продано 8678
+22% 7235 +10% 6903 +2% 22816
+12%
Общая мощность 11553
+9% 9566 +4% 9810
+2% 30929
+5%
Складировано 5101
+9% 4362 +11% 5737 +20% 15200
+14%
Продажи по отрасли
280380 +1% 240614 +4% 246865 -10% 767859 -2%
Общие
произв. затр. 188493 +3% 172623 +2% 174500 +1%
535616 +2%
Средняя цена 32.31
-17% 33.26 -6% 35.76 -12% 33.65
-12%
Средняя себест. 20.67
-3% 22.54 -2% 22.23 -1% 21.75
-2%
Средняя полн. себ. 31.18 +2% 34.40
+3% 33.36 -5% 32.86 0%
Занято
служащих 946
-2% 960 0% 959
0% 2865 -1%
Кап.
Вложения 717438 +3% 576605
0% 623765 +6% 1917808 +3%
Исп.
Мощности 79%
-2% 80% 0% 80%
0% 80%
-1%
Маркетинг
41602 +167% 44775 +89% 34200 -7% 120577
+58%
НИР
205 -32% 0 -100% 701
-83% 906 -83%
Налог за период 1098 -95%
-4310 -205% 5808 -56% 2596 -93%
Налог за все
время 160751 +1% 86001 -5% 162872 +4%
409624
+1%
Займы
368013 +14% 336995 +12% 336088 +9% 1041095 +12%
Средний
займ 46002 +14%
42124 +12% 42011 +9% 43379
+12%
Средний
MPI 88
-6% 72
-5% 82 -2% 81
-4%#
Чтобы отменить
подписку на "МЭМ Эксперт" - отправьте письмо на journal@md7587.spb.edu,
указав в
теме сообщения "Unsubscribe" и
адрес.