МЭМ Эксперт №3(12)
24.02.2001
Последний срок принятия решений на период 3 - 27.02.2001 18:00
(Московское время).
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Серьезные исследования в области низкочастотной заморозки сделали свое
дело: отдельные производители низкочастотных морозильников сообщили о своей
готовности поставлять устройство для бытовых холодильников. Работа на новом
сегменте рынка потребует от производителей новых знаний и умений. Те, кому
удастся закрепиться здесь, смогут значительно увеличить объемы продаж своей
техники.
Государство, чтобы стабилизировать развитие отрасли, установило минимальную
цену на уровне 1/2 от средней цены за предыдущий период ($34),
а максимальную цену на уровне удвоенной средней цены за предыдущий период
($137). Максимальные вложения - $30000 по
каждой позиции. Налог 35%. Предел кредита $45000, под
35%.#
МНЕНИЕ
Эксперты просят менеджеров обратить
внимание на следующие моменты:
1) Штраф за увольнение - $10.
2) Стоимость складирования - $1.
3)
Стоимость увеличения фабрики на 1 шт. - $60.
4) Для эффективного управления предприятием необходимо сначала рассчитать
средства, доступные компании. Для этого необходимо к наличности прибавить
остаток кредита (Предел займа - займы). Эти средства могут быть направлены на
производство, маркетинг, дополнительные вложения, и научно-исследовательские
разработки.
5) Решения отправляются дважды
в неделю по адресу decision@md7587.spb.edu в
соответсвии с шаблоном. Решения можно отправить с любого адреса. В теме
сообщения указать название лиги, название команды и номер периода. Также решение
можно отправить с сайта, заполнив форму на http://mese-spb.narod.ru/decision.htm
Мнение внештаного
корреспондента
Здравствуй дорогой наш
начинающий менеджер, сегодня я расскажу тебе сказку:
"Зачем нужен Нир и
Маркетинг и что от них зависит".
В последнее время все
продвинутые команды (а их далеко не 8 и не 25) предпочитают играть по ниру, а все потому, что года так 4
назад один молодой человек случайно как-то понял, что $10000 в Нир сегодня это $25000 завтра и
послезавтра. И что тут началось... Каждый счел своим долгом вкладываться в тот самый НИР не менее чем 4 раза
за игру, причем конечные
вложения в научные разработки к концу игры были примерно равны накопленной
прибыли. Маркетинг же
оказался просто забыт (особенно в первом периоде).
Для статистики:
America
Маркетинг 16511 +31%
НИР 111000
+1663%
Конечно, крупные вложения (не
те, что на развитие производства) всегда оказывали положительное влияние на увеличение заказов. Только
давайте не будем забывать, что есть еще цены (порой ооочень высокие), которые оказывают еще большее
отрицательное воздействие на рост тех самых заказов.
1.Небольшая
задачка:
Кто получит больше заказов в
первом периоде А или В?
А: цена 75 про-во 600 маркетинг
10000 инв 5000 нир 2
В: цена 75 про-во 600 маркетинг
2 инв 5000 нир 10000
Свои ответы можете присылать по
адресу botchkarev@hotbox.ru (не
забудьте приложить медицинскую справку).
2.Еще одна небольшая
задачка:
Если все упорно вкладвываются в
нир, то насколько удачной будет нировская стратегия?
Свои ответы можете присылать по
адресу botchkarev@hotbox.ru
(медицинскую справку можете не прилагать).
3.И напоследок третья
задачка:
Насколько эффективными будут
ваши вложения в маркетинг, если кроме вас в него никто не
вкладывается?
С наилучшим
пожеланиями!
К. Бочкарев#
РЫНКИ
Америка. Североамериканский рынок
по-прежнему развивается опережающими темпами. Вероятно, сказывается
продолжительный опыт работы менеджеров в высокотехнологичных отраслях. Снижаются
расходы на НИР, все больше внимания уделяется маркетинговым акциям -
производители явно подготавливают почву для прорыва на новые сегменты рынка.
Оставшиеся свободные средства используются для расщирения производства -
менеджеры оптимистично смотрят в будущее. Средняя цена продукции по-прежнему
очень высока - почти $75. Это объясняется высокими производственными издержками,
а также существенными вложениями маркетинг и НИР. С другой стороны, увеличение
производственного потенциала отрасли и формирование запаса продукции,
достаточного для налаживания бесперебойного сбыта продукции могут привести к
постепенному снижению цен уже в ближайшие месяцы.
Европа. Европейский рынок вырос за
последний квартал на 26%: объем продаж здесь превысил $300000. Тем не менее,
этот показатель значительно ниже, чем на американских рынках. Большинство фирм
проводят осторожную и консервативную политику. Лишь три фирмы используют все
доступные финансовые ресурсы для развития производства и товара. Это чревато
стагнацией отрасли.
Латинская Америка. Сегодня Голди
Боннэр, консультант фирмы Юджин и Олдмэн, любезно согласилась прокомментировать
развитие латиноамериканских рынков.
МЭ: Латиноамериканский рынок
продемонстрировал в текущем квартале потрясающий рост.
ГБ: Верно,
рост объема продаж составил 66%, почти сравнявшись с показателем
североамериканского рынка. Однако, благодаря более низким ценам, объем спроса,
также как и физический объем продаж здесь значительно (более чем на 700 шт)
выше.
МЭ: Как вы полагаете, это устойчивый рост?
ГБ:
Думаю, что да. С одной стороны, фирмы добились роста производственных
мощностей, можно ожидать объем производства порядка 6000 шт. в квартал. С
другой, суммарные вложения в НИР уже почти сравнялись с североамериканскими.
Если компаниям удастся выйти на рынок бытовой техники, и они сумеют грамотно
организовать продвижение товара, мне кажется, отрасль ждет блистательное
будущее.
МЭ: Но прибыли в Латинской Америке пока что ниже, чем в
Северной.
ГБ: Да, и возможно, такая ситуация будет сохраняться в
течение ближайших месяцев. Компании вынуждены больше заниматься развитием
рынков, а цены здесь пока что невысоки.
МЭ: Компании использовали
более 90% доступных кредитных ресурсов, а некоторые даже оказались в овердрафте,
превысив предел займа. Не опасаетесь ли вы проблем с возвратом
долгов?
ГБ: В настоящее время фирмы получают устойчивые прибыли, и
обеспечивают 45% рентабельность собственного капитала. При этом показатели
ликвидности находятся на отличном уровне. В таких условиях все ресурсы должны
быть использованы для укрепления своего положения на рынке. Я положительно
расцениваю решение банкиров расширить кредитную линию на $5000. Думаю, этот шаг
будет способствовать развитию рынков.
МЭ: И последний вопрос - чьи
позиции на рынке вы считаете наиболее предпочтительными?
ГБ:
По-прежнему не стоит спешить с прогнозами - отрасль еще слишком молода. У каждой
фирмы есть свои слабые и сильные стороны, и каждая из них имеет почти равные
шансы на лидерство в ближайшие годы.#
КОМПАНИИ
"МЭМ Эксперт" публикует десятку
компаний, добившихся наибольших накопленных прибылей
(0)KETTLES 18876 America
(-1)CHEKU 17801 L.America
(-)BABYS 17633 America
(-2)WOLAND 16762
L.America
(+3)FISH 16468
Europe
(-)KPRF 15785
America
(-)DRVIRUS 14974 America
(-)TERRA 14381
America
(+4)OUT 14304
Europe
(-)FLASH
13928 America
В прошедшем квартале лишь американская компания KETTLES
сохранила свои позиции в рейтинге по накопленной прибыли. Внушительный рывок
продемонстрировала компания BABYS из той же части света, сразу достигнув третьей
строчки рейтинга. Эксперты начинают сходиться во мнении, что ситуация начинает
принимать оборот, схожий с правлением менеджеров в прошлые несколько лет в
индустрии СoncertMasters, когда рейтинг заполонили американские компании. Так и
в этом квартале многие команды из Европы и Латинской Америки оказались за
чертой, но это говоритт лишь в пользу оставшихся.
Примечателен тот факт, что несмотря на экспансию
американцев две Латиноамериканские компании лишь упрочили свои позиции. CHEKU
поднялась на 1 строчку, а WOLAND вошел в лучшую четверку.
Но присутствие в рейтинге несколько периодов подряд еще не
означает процветание и рост. К сожалению сказанное про Латиноамериканцев в
небольшой мере можно перенести на Европейские компании, представленные в
рейтинге. Так, FISH потерял 3 позиции, а OUT и того больше - 4. Однако,
большинство экспертов считают, что причиной этому опять же экспансия
американских компаний.
По итогам управления компаниями в течение первого квартала наиболее
успешными фирмами признаны:
America
BABYS 116
СПбГУ
KPRF 110
Иркутская Государственная Экономическая Академия
KETTLES 106
СПбГУ
Europe
FISH
94 Гимназия 166, Санкт-Петербург
Q2DM1
94 ФМГ 30, Санкт-Петербург
PBNA
86 ФМГ 30, Санкт-Петербург
L.America
WOLAND 108
Гимназия 26, Челябинск
CHEKU
101 Школа 12, Н.Новгород
HITECH
95 Гимназия 1,
Новосибирск#
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Часть вторая
Среди
победителей мало зайцев. А среди проигравших?
Для начала нужно
определиться, кого считать зайцем. Думаю, основной критерий - это отрыв от
конкурентов по фабрике, а вспомогательный - относительно низкие вложения в НИР.
К четвертому периоду в Америке оформился единственный заяц - команда
SRYAZAN. На тот момент размер ее фабрики превысил $100'000. При этом суммарные
инвестиции в НИР были минимальны - около $9000. Однако уже в следующем периоде
SRYAZAN уступила лидерство в объемах производства ТERR'е и KPRF, сделавшим
крупные 25-тысячные инвестиции в производство. В это же время произошла смена
лидера и по прибылям. SRYAZAN откатывалась на пятое место, тогда как второе
заняла TERRA, которая к концу игры довела мощности до рекордных $171'000, а
первое KPRF с мощностью $158'000.
Хотя бюджетные ограничения в игре
оказались достаточно строгими, в американской индустрии компании получали очень
высокие прибыли, и в результате имели достаточно ресурсов, чтобы расширять
фабрику.
Строго говоря, ТERR'у нельзя назвать настоящим зайцем. Первым делом
она добилась хороших позиций в НИРе (в третьем периоде суммарные вложения
достигли $22000, что лишь на 20% меньше, чем у лидера - KPRF). В результате
сложилась занятная ситуация: единственный настоящий заяц в отрасли не смог
пробиться в следующий тур, и это при том, что между остальными командами НИР к
концу третьего периода был поделен практически поровну, а в дальнейшем лидеры
только теряли свою долю в инвестициях в научные исследования, в результате чего
к концу игры они сохранили за собой лишь 5-10% НИРа.
Из Африки в финал прошли
DRVIRUS и MPI. DRVIRUS завоевал лидерство в размере фабрики в шестом периоде,
MPI догнал его в седьмом. Эти фирмы также имели неплохие позиции в НИРе. На
третий период DRVIRUS удерживал 22% НИРа, всего лишь на $1300 меньше, чем
лидировавший тогда NOO. MPI также контролировал 15% НИРа по итогам третьего
периода, но этого ему показалось мало, и за три периода доля была
увеличена почти до четверти. В результате сложилась интересная ситуация. NOO
имел преимущество по НИРу лишь в четвертом и пятом периодах (10 и 6 процентных
пунктов соответственно). До этого паритет с ним поддерживал DRVIRUS, а позже -
MPI. Но при этом обе эти команды добились к концу игры более низких издержек, а
также выигрывали в потенциале предложения и доле рынка. Поговорка "за двумя
зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" сработала совершенно буквальным
образом. Не вот мы и выяснили, что причиной проигрыша NOO стало не только
невезение, хотя оно и имело место, но и действительно надежные позиции
конкурентов. С другой стороны, заметим, что и здесь у лидеров наблюдается
незаячья расстановка приоритетов: сначала НИР, потом фабрика.
В Азии FLASH
оказался лидером и по фабрике, и по НИРу. Что любопытно, первое место заняли
KETTLES, уступавшие FLASH'у 2 процентных пункта по НИРу, но отказавшихся от
расширения фабрики.
Австралия - одна из тех стран, где победил все-таки
заяц. Компания ALPHANC уже в первом периоде выбилась в лидеры по фабрике, затем
переждала трудные времена и продолжила расширение, оторвавшись от
преследователей к концу игры примерно на треть (стоимость фабрики составила
$112'500 против $91'500 у ANARXY). При этом в НИР компания вкладывалась очень
мало (около $10'000 за всю игру), и играла на низких ценах, повышая их лишь при
невозможности удовлетворить все заказы. Таким образом, последовательная
реализация заячьей стратегии привела к успеху несмотря на то, что команда
FRACTAL5 удерживал единоличное лидерство по НИР, контролируя в течение игры не
менее 20% вложений. Так может быть секрет в том, чтобы играть
последовательно?
В Испании безусловными лидерами по фабрике оказались SCAT и
Q2DM1. SCAT попытался уйти в отрыв уже в первом периоде, однако спад вынудил его
отказаться от затратных решений. Начиная с пятого периода команда продолжила
наращивание мощностей, и закончила игры с фабрикой, способной выдавать до 730
колонок за период. По НИРу команда удерживала предпоследнее место, оставляя за
собой только WINNERS. При этом команда играла на средних ценах, к концу игры
имея преимущество в маркетинге, и регулярно перебивая маркетинговые усилия
других команд (в т.ч. JONKO, REFUSE), пытавшихся играть на высоких ценах. Таким
образом, в Испании была успешно реализована маркетинговая модификация стратегии
зайца. Можно отметить также, что свой отпечаток оставила игра "в тени"
слона Q2DM1.
Шведский FISH не играл стратегию зайца. Он имел скромный размер
фабрики и играл на средних ценах. НИР составлял менее 5%, соотношение
маркетинг-цена также оставляло желать лучшего. Видимо, это тот нечастный случай,
когда умеренность и аккуратность ведет к выигрышу.
В Швейцарии DROVER и AMIGO
играли, используя все ресурсы и удерживая низкий запас продукции на складе. При
пассивной игре своих противников, им удалось с самого начала добиться лидерства
как по НИРу, так и по фабрике. Тем не менее, развитие продукта шло более
активно, чем развитие производства. Поэтому эти команды едва ли можно считать
заячьими.
Из латиноамериканских команд лишь бразильской фирме CHEKU удалось
сыграть заячью стратегию. Кроме нее и бразильского же WOLAND'а ни одна компания
не возвела фабрику стоимостью свыше $100'000. Подобно ALPHANC, CHEKU очень мало
вкладывалась в НИР (последнее место), и играла на низких ценах. При этом CHEKU
отказалась от сражений и на маркетинговом поле, предоставив побороться здесь
ELBRUS'у и BISMERT'у. В результате средние общие издержки оказались столь низки,
что прибыли хватило для удержания второго места.
Вывод из анализа заячьей
игры оказался достаточно неожиданным. Те, кто последовательно проводил заячью
политику - в числе победителей. Те, кто сначала застолбил свой участок в НИРе, а
потом переключился на фабрику - по большей части тоже в финале. Кто же проиграл?
Те, кто, наоборот, сначала вложился в фабрику, затем в НИР, те, кто вообще
никуда не вкладывался и те, кто играл непоследовательно.
Я. Куга
Продолжение анализа в следующем выпуске.#
ИНДИКАТОРЫ
America Europe
L.America World
Всего
заказов 5085
+48% 4648 +21% 5845 +66% 15578
+44%
Всего произведено 5012
+4% 4770 -2% 5202
+7% 14984 +3%
Всего
продано 4963
+45% 4518 +23% 5691 +62% 15172
+43%
Общая мощность 6252
+4% 5962 -1% 6456
+8% 18670
+4%
Складировано 1455
+3% 1453 +21% 873
-36% 3781 -5%
Продажи по отрасли 369947 +25% 303086 +26% 367542 +46% 1040575
+32%
Общие произв. Затр. 146523 +1% 143698 -2% 148827
+1% 439048 0%
Средняя
цена 74.54 -13%
67.08 +3% 64.58 -10% 68.59 -7%
Средняя
себест. 29.23 -3% 30.13
0% 28.61 -5% 29.30 -2%
Средняя полн.
Себ. 54.50 -34% 53.27 -21% 53.99 -23%
53.94 -26%
Занято
служащих 961
-1% 960 -1% 966
-1% 2887 -1%
Кап.
Вложения 469142 +25% 380612 +6%
438788 +13% 1288542 +15%
Исп.
Мощности 80%
-1% 80% -2% 81%
-1% 80%
-1%
Маркетинг
39100 +137% 25883 +23% 22500 +64% 87483
+71%
НИР
37662 -66% 40213 -45% 73000 -6% 150875
-42%
Налог за
период 34813 +638% 21843 -851% 21101
+787% 77757 +1757%
Налог за все время 54163 +180%
33556 +186% 67377 +46% 155096
+101%
Займы
313013 +33% 218954 +18% 306703 +44% 838669 +33%
Средний
займ 39127 +33%
27369 +18% 38338 +44% 34945 +33%
Средний
MPI 97
+28% 81 +16% 85
+14% 87
+19%#